Меню
Новости Союза организаций профсоюзов

26 ноября 2021 года на очередном онлайн-заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматривалось одиннадцать вопросов, в числе которых вопросы, связанные: с итогами детской летней оздоровительной кампании 2021 года; поправками в программу РФ «Содействие занятости населения», Долгосрочной программой содействия занятости молодежи до 2030 года, а также стандартами деятельности в сфере занятости; привлечением трудовых мигрантов в 2022 году; с предоставлением субвенций из федерального бюджета для социальных выплат безработным; расследованием и учетом профессиональных заболеваний работников; обучением и оказанием услуг в области охраны труда; определением границ бедности в целом по стране и ее субъектам.


Существенные возражения профсоюзной стороны вызвал проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя «Уровень бедности» в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ».

Данный проект предусматривает изменение методики подсчета уровня бедности. Как известно, начиная с 2021 года, в стране применяется новая модель установления прожиточного минимума (ПМ), в основе расчета которого не продовольственная корзина, как в прежние годы, а медианный доход. Это, в свою очередь, потребовало пересмотреть методику расчета ряда параметров, включая уровень бедности.

Раньше ПМ как порог бедности в основном базировался на ценах по ряду продовольственных и других товаров. Теперь, по разработанному минтрудом проекту, в качестве базовой границы бедности предлагается брать последнее значение ПМ четвертого квартала 2020 года, рассчитанное на основе потребительской корзины. По замыслу авторов проекта, именно эта величина ПМ–2020 в дальнейшем ежеквартально будет индексироваться по индексу потребительских цен, что «обеспечит сопоставимость данных прошлых расчетов, которые проводились до перехода на новую модель установления прожиточного минимума, и данных за последующие периоды. При этом «граница бедности» не повлияет на назначение мер социальной поддержки, для чего, как раньше, будет использоваться ПМ».

Профсоюзная сторона РТК выступила против такой модели определения границы бедности и принятия вышеназванного проекта постановления правительства РФ, «так как данный документ не обсуждался с социальными партнерами и не может считаться проработанным».

Как координатор профсоюзной стороны Председатель ФНПР Михаил Шмаков, оценивая данный проект, с которым профсоюзы познакомились буквально накануне заседания РТК, а также «непартнерские» действия минтруда в процессе его разработки, отметил социальную значимость определения границы бедности, «равноценной таким проблемам (которые мы проходили раньше и до сих пор проходим), как «монетизация льгот», повышение пенсионного возраста и неиндексация пенсий работающих пенсионеров».

По мнению профсоюзной стороны, фактически эту границу бедности будут использовать только для того, чтобы говорить, сколько процентов бедных в стране. И будут «бороться с бедностью» именно в рамках этого показателя. При этом из-за низких доходов люди будут получать и доплаты лишь до прожиточного минимума.

При обсуждении этого вопроса сторона работодателей заняла «позицию нейтралитета». Ее координатор, президент РСПП Александр Шохин, на словах поддерживая аргументацию профсоюзов, при голосовании выступил на стороне правительства. Это не исключает вступление в действие данного постановления с 1 января 2022 года.

По вопросу об итогах детской летней оздоровительной кампании в 2021 году, в том числе для детей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, правительственной стороной была приведена в целом благополучная статистика в сравнении с провальной кампанией 2020 «ковидного» года, когда в 6 раз уменьшилось количество детей, направленных на отдых, на 80% уменьшилось число здравниц и учреждений, принимавших участие в оздоровительной кампании, а в 26 регионах эта кампания вообще не проводилась.

Михаил Шмаков призвал организаторов детского оздоровления руководствоваться такими объективными показателями эффективности, как «коэффициент доступности» (детского отдыха и оздоровления), «процент загородного и «асфальтового» (в городских условиях) отдыха», «процент детей и подростков, направленных из семей трудящихся (из числа тех работников, кто платит социальные взносы в соответствующие фонды)». А выступивший по этому вопросу председатель Нефтегазстройпрофсоюза Александр Корчагин обратил внимание членов РТК на нестыковку отраслевых показателей детского оздоровления с общефедеральной «успокаивающей» статистикой.

Профсоюзная сторона внесла предложение в дальнейшем поручить организацию и проведение детской летней кампании профильному ведомству – Министерству здравоохранения РФ.

Позиции сторон РТК по проекту распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи до 2030 года были согласованы на совещании в минтруде 17 ноября.

На заседании РТК профсоюзная сторона дополнила согласованный молодежный проект еще одним предложением для проработки – «об обеспечении при прохождении практики учащихся специальной инфраструктурой, необходимой для обучения, в том числе создаваемой при участии государства», сославшись для примера на прохождение практики будущими профессиональными моряками.

Это предложение профсоюзов было принято.

По другим вопросам повестки заседания РТК социальные партнеры согласились с выводами экспертов рабочих групп РТК по различным социально-трудовым направлениям.

В заключение, Михаил Шмаков выступил с предложением заслушать на следующих заседаниях РТК отчеты: о работе Тверской и Пензенской региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; о ходе подготовки сторон социального партнерства к заключению отраслевого соглашения в рамках Федерального медико-биологического агентства.


Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения

О нас

Брекотнин
Петр Зотьевич

Председатель
Союза организаций профсоюзов
"Федерации профсоюзных организаций Томской области"

"Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (из Федерального Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 12.01.1996 года N 10-ФЗ, гл.1, ст.2)."