Проведённая на областном радио прямая линия, посвящённая работе общественного пассажирского транспорта в Томске, вызвала немало вопросов и нареканий со стороны пассажиров, особенно к частным перевозчикам, обозначив массу нерешённых проблем в этой сфере.
Это и нехватка кадров, как у частных перевозчиков, так и в муниципальном ТТУ по причине низкой зарплаты. В ТТУ из-за нехватки средств, выделяемых администрацией г. Томска, устаревшими нормативами при расчёте оплаты труда. У частников – наличия выгодных и невыгодных (нерентабельных) маршрутов, в том числе и по причине снижения пассажиропотока из-за пандемии.
Томичи жаловались на большие интервалы движения у автобусных маршрутов: 26, 23, 11. Ждать приходится по 20, а то и по 30 минут. Сложно уехать детям из «Зелёных горок» в школу Академгородка. Жители микрорайонов «Солнечный», «Спичфабрики» и других возмущались закрытием 25, 3-его маршрутов, удлинением 11-го. Некоторые маршрутки просто перестали заходить в определённые микрорайоны. На грани закрытия 22-й маршрут и другие. Пассажиров возмущает грубость водителей, толчея возле кабин при расчёте, отсутствие в салонах кондукторов. Все маршрутные автобусы – тесные, неудобные. О какой дистанции в период пандемии можно говорить. Для пассажиров с ограниченными возможностями не предусмотрены, как у троллейбусов, низкопольные выдвижные пандусы. И при этом, по словам руководителя центра контроля и организации перевозок пассажиров при администрации г. Томска Ольги Свахиной, отвечающей на эти вопросы, в горячих депутатских головах до сих пор витает идея о создании муниципального автобусного парка. Тогда как имеется хорошо оснащённый трамвайный и троллейбусный парки. В них достаточно машин и вагонов, но не хватает кадров. Люди не хотят работать за копейки. У мэрии на повышение зарплат водителям и кондукторам нет денег, а на покупку муниципальных автобусов, видимо, сразу найдутся.
Конечно, не сладок хлеб и у водителей маршруток. Пассажиры озабочены своей безопасностью в салонах. Бывают и резкие торможения, и лихачество. Сказывается перенапряжение, долгое сидение за рулём. А вот передохнуть, перекусить водителям не всегда есть возможность. По словам О. Свахиной, обустройство специальных диспетчерских пунктов для них – забота собственников маршрутов. Однако, они менее всего этим озабочены, главное для них не люди, а прибыль.
Что касается повышения зарплат водителям и кондукторам трамвайно-троллейбусного управления, Ольга Свахина заверила, что созданная рабочая группа при городской Думе занимается решением этой проблемы, правда пока безрезультатно. А пассажирам частного извоза, видимо, так и придётся томиться на остановках в ожидании имеющихся автобусов и толпиться в тесных проходах. Согласно заключённым контрактам с перевозчиками на этот год, дополнительных машин не предвидится.
Надежда КОРОЛЁВА