Заместитель председателя ФНПР Александр Шершуков принял участие в круглом столе: «Развитие института наставничества: вопросы нормативно-правового регулирования» в Совете Федерации.
– Для нас эта тема профильная. На крупных предприятиях, где выстраивается кадровая работа и есть профсоюзы, институт наставничества уже реализуется, – подчеркнул Александр Шершуков. – При этом есть две линии наставничества: производственная практика, когда учреждение присылает учащихся, и вторая, когда учебное заведение выпускает специалиста и ему на предприятии выделяют наставника.
Александр Шершуков подчеркнул, что наставник не должен ассоциироваться с волонтёром, в первую очередь – это работник, обладающий высоким уровнем профессионализма. Такая деятельность занимает много рабочего времени, а потому необходимо поощрять наставников рублём, – считают профсоюзы. По мнению ФНПР, дополнительным методом стимулирования наставников могут стать закреплённые в ТК РФ дополнительные гарантии, а также отдельные льготы, гарантии в коллективных договорах и соглашениях.
Что касается тех, кто приходит работать на предприятия, то в образовательных организациях должны быть «целевые» места, а будущие молодые специалисты должны будут пройти производственную практику в конкретных организациях. Такая практика может проходить в трёх форматах. Первый – заключение работодателем с обучающимся срочного трудового договора, с поправками в законодательстве, сохраняя за ним статус молодого специалиста. Второй – заключение работодателем с обучающимся на период производственной практики ученического договора. Третий – обучающемуся, проходящему производственную практику, назначается повышенная стипендия от учебного заведения или работодателя.
Для того, чтобы это стало возможным, необходимо изменить законодательство. И у профсоюзов уже есть конкретные предложения. Во-первых – внести изменения в федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации». А именно –после окончания образовательной организации молодые люди, прошедшие производственную практику, не должны терять право на статус молодого специалиста. Во-вторых – внести поправки в закон «Об образовании в РФ» в части возможности прохождения практической подготовки у индивидуальных предпринимателей, в том числе в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые являются одной из форм ИП без образования юридического лица, с целью расширения числа мест для прохождения производственной практики. Посмотрим, что скажет законодатель.
Пресс-служба ФНПР