11 мая в мэрии г. Томска состоялось заседание городской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. В повестке дня - вопросы об итогах выполнения в 2017 году городского Соглашения о соцпартнёрстве, о продвижении товаров томских производителей и судьбе муниципального городского электротранспорта.
По первому вопросу представители администрации, объединений работодателей и профсоюзов рассказали о том, каких успехов добились по конкретным направлениям работы в городе Томске. Так, вырос экономический оборот – до 722 млрд рублей (по сравнению с 2016 годом – рост на 83 млрд), объём промышленного производства увеличился на 3,7%. Радуют и показатели зарплат: в среднем и крупном бизнесе – в среднем 43402 рубля, в малом – 22400 рублей. Численность экономически активного населения – 275 тысяч человек, из них 131 тысяча работников трудится в малом предпринимательстве. Безработица, по состоянию на 1 января 2018 года – 1960 человек. На протяжении года строились, ремонтировались и укрупнялись детские сады и школы, а 74 молодые семьи смогли улучшить свои жилищные условия.
Заместитель председателя Союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Томской области» А.И. Терешко сконцентрировал внимание на работе профсоюзов по развитию соцпартнёрства, защиты членов профсоюзов, заключению колдоговоров. На сегодняшний день в 97,7% организациях города, где есть профсоюз, действуют колдоговоры. Кроме того, ведётся целенаправленная работа с организациями, где ещё нет этого нормативно-правого акта, добиваясь 100% охвата.
Затрагивали социальные партнёры и такой болезненный вопрос, как создание новых первичек. По мнению, исполнительного директора Томской ассоциации пищевиков А.Г. Илкоса, неверно требовать их создавать, не показывая положительных примеров, где профсоюз успешно действует, работая в одной спайке с руководством и коллективом. Кто-то, как директор Союза «МПО работодателей Томской области» М.Н. Неизвестных, напротив считает, что в успешных частных компаниях и организациях он и не нужен. Естественно, что с такой позицией не согласны профсоюзы. Если идти по такой логике, то профсоюз нужен только там, где всё плохо – задержки зарплаты, сокращения работников, ущемления на рабочих местах и т.д.
Вопросу продвижения товаров томских производителей на рынке города и за его пределами было уделено чуть меньше времени, что не умаляет серьёзности проблемы. Сейчас томский рынок в торговых сетях представлен в основном такими компаниями, как «Межениновская птицефабрика», «Эскимос», «САВА», «Деревенское молочко», «Антонов двор» и др. Казалось бы всё хорошо, но есть одно существенное «но»: сотрудничество с томскими товаропроизводителями минимально. Кроме того, сети необоснованно просят «сбить» цены на продукцию. Иными словами, сеть организует акцию со скидками, а страдать должен товаропроизводитель. Задача – продвигать на рынке качественные томские продукты. И чтобы они были доступными.
О судьбе муниципального городского электротранспорта говорили заместитель начальника департамента городского хозяйства администрации г. Томска О.В. Копачева и председатель Томской областной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения О.А. Давыдова. Сторона администрации остановилась на обновлении автопарка троллейбусов и трамваев, а профсоюзный лидер сделала главный упор – на повышении зарплат работников «Трамвайно-троллейбусного управления», сохранении и развитии важной в городе транспортной сети.
Александр МАЛЫШЕНКО
Фото автора