В Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) считают недопустимым, когда работа государственной инспекции труда строится на положениях законодательства о защите работодателей, а не работников. О чём речь?
С 1 июля текущего года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие приоритет защиты прав работодателей над правами работников. Это стало возможно после принятия закона от 28.06.2021 № 220-ФЗ. В архиве Госдумы есть заключение от 7 апреля 2021 года комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, назначенного ответственным по данному законопроекту, где указано, что профсоюзная сторона РТК поддержала текст законопроекта в редакции, подготовленной к первому чтению.
Принятый в первом чтении 14 апреля законопроект лишь уточнял статью 173.1 ТК РФ в части наименований программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В пояснительной записке указана цель его разработки: реализации положений проекта федерального закона № 860618-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». Заседание профильного комитета по рассмотрению внесённых ко второму чтению поправок состоялось 9 июня. Комитет согласился с предложением депутатов О.В. Савастьяновой и А.А. Авдеева внести в законопроект ряд поправок, которые существенно изменили концепцию законопроекта, и к слову, не имели никакого отношения к программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. С этими поправками законопроект принят во втором чтении 15 июня и 16 июня – в третьем, 23 июня – одобрен Советом Федерации, а 28 июня – подписан Президентом РФ. Вступил в силу 1 июля.
В результате из ТК РФ исключено положение о том, что порядок проведения проверок работодателей определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда. Деятельность же федеральной инспекции труда стала полностью подчинена законодательству РФ о госконтроле (надзоре), направленному на защиту прав юридических лиц и ИП.
Госдума приняла не тот законопроект, на который дали положительный отзыв профсоюзы. Нарушение порядка принятия закона № 220-ФЗ, игнорирование мнения профсоюзной стороны, привели к принятию закона, основанного на приоритете защиты прав предпринимателей над правами работников, а также на приоритете внутреннего права над правилами международных договоров РФ, что противоречит части 4 статьи 15 Конституции РФ.
ФНПР считает: необходимо вывести федеральную инспекцию труда из-под действия федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В противном случае инспекция труда не сможет обеспечить эффективную защиту трудовых прав работников!
Государственный инспектор должен обладать правом беспрепятственного прохода на любое рабочее место и в любое время суток без предварительного уведомления работодателя. Необходимо избавить инспектора от ограничений его прав осуществлять любые проверки и расследования, которые он посчитает необходимыми, дабы удостовериться в том, что законодательные положения соблюдаются. Над ним не должна висеть угроза привлечения к административной ответственности, установленная статьей 19.6.1. КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о госконтроле (надзоре), направленного на защиту прав юридических лиц и ИП. Инспекции труда в регионах должны быть в составе единой централизованной системы федеральной инспекции труда. Недопустима передача их полномочий на уровень субъектов РФ. Инспекторы труда должны быть вправе проверять не только действия или бездействия работодателя, но и безопасность зданий, сооружений, технологического оборудования, сырья и материалов, применяемых на производстве. Только такой комплекс мер позволит сохранить независимость государственных инспекторов труда от региональных властей и бизнеса.
Пресс-служба ФНПР